Начало двадцатого века принесло нашей стране много негативных моментов. Это Первая Мировая и гражданская война, коммунистическая революция и множество внутренних меж усобиц. В державе практически не было хорошей промышленности и выпуск серийных мотоциклов, в отличии от зарубежных стран, началось в тридцатых годах.

Самый первый мотоцикл ИЖ — опытный образец был представлен в 1929 году, а массовое производство налажено в 1933 году. Для сравнения один из первых Harley-Davidson появился на свет уже в 1903 году.

Некоторые из наших читателей возразят, что мол еще раньше были попытки наладить выпуск мотоциклов. Еще в далеком 1913 году на заводе по выпуску велосипедов "Дукс", который находился в Москве, собирали двухколесных коней с моторами внутреннего сгорания. Хотелось бы заметить, что они собирались исключительно из зарубежных деталей и за много лет было выпущено около 500 штук мотоциклов. То-есть выпуск мотоциклов в Российской Империи был не более чем экспериментальным.

Следует заметить, что этот первый опыт производства мотоциклов никак не пригодился и советским инженерам пришлось начинать все с самого начала. Главный основатель марки ИЖ — это Можаров Петр Владимирович. Он был инженером с большой буквы и свое образование получил в Германии. С самого начала карьеры он работал в отрасли теплотехники и пороха, потом предложил запустить в России серийное производство мотоциклов, это было в 1927 году.

Можаров прошел стажировку за границей и начал проектировать первые модели мотоциклов. В 1929 году он собирает ИЖ-3 — это первый советский мотоцикл. Опытных моделей мотоциклов было всего 5 штук и все они хорошо зарекомендовали себя как выносливые и надежные машины. Самого Мажарова назначили главным конструктором еще одного предприятия, но основной толчок к серийному производству мотоциклов был сделан.

 

Довоенные советские мотоциклы (ИЖ-7 и ИЖ-8)

Члены совета народных комиссаров обратили внимание на интересную технику на двух колесах и было принято решение построить завод по изготовлению мотоциклов. Место для этого было выбрано единогласно — это был Ижевск. Город оружейных мастеров подходил наилучшим образом — тут была отлично настроенная производственная база и хорошие специалисты. А сам Сталин подтвердил решение и дал название — Опытный завод мотоциклов. Начиная с 1933 года на заводе уже собирались первые массовые модели — НАМИ-А-750, которые сконструировал Можаров. В данном году в серийное производство была запущена еще одна удачная модель ИЖ-7, она уже была разработана и проверена конструкторским бюро завода.

ИЖ-7 оснастили мотором на один цилиндр и объемом в 300 кубиков, также мотоцикл получил коробку передач на три ступени и привод цепью. Но как говорят: "Первый блин комом". Всю первую партию ИЖ-7 пришлось вернуть на завод из-за отказа системы зажигания, но проблему устранили и уже в 1934 году мотоциклы удачно начали продаваться.

Новинкой завода оказалась следующая модель — ИЖ-8, которая имела усовершенствованный двигатель на 8 лошадок, улучшенную систему зажигания и надежную электропроводку. Через пару лет миру был представлен мотоцикл ИЖ-9 — он отличался лишь мощностью двигателя в девять лошадей, сам же дизайн практически не изменился.

Война помешала конструкторам выпустить через пол года новый ИЖ-12, который планировали оснастить улучшенным двигателем мощностью на 13.5 лошадок и объемом в 348 кубических сантиметров.

После победы в Великой Отечественной войне СССР сделал заметный рывок в нише мотоциклетного производства. Скорее всего на это повлияли технологии, которые Советский Союз освоил в побежденной Германии. На базе DKW-350, который уже выпускался для немцев, был создан ИЖ-350. На основе ИЖ-350 в последующие годы было сконструировано несколько спортивных моделей.

За короткий период производство советских мотоциклов кардинально продвинулось вперед и не уступало западным производителям. Средняя мощность двигателей возросла до 18 лошадок и появились модели ИЖ-49 — ИЖ-55, которые многие знают по своим дедушкам.

На Ижевском заводе с 1962 года начинают выпускать известные и по сей день модели ИЖ Планета и ИЖ Юпитер. Эти мотоциклы были оснащены более надежной поршневой системой и усовершенствованным воздушным фильтром. Именно эти нововведения дали возможность увеличить срок службы мотоциклов и поднять планку доверия и надежности к производителю ИЖ.

В семидесятых годах свет увидел модель ИЖ Юпитер 3 и новый Иж Планета 3, а позже вышли Планета Спорт и Юпитер 3 К. Теперь количество выпускаемых мотоциклов завода превысило 250 тысяч штук, но с экономической стороны марка стала работать неэффективно и новые модели мотоциклов стали повторять друг друга. Спрос был только из-за практически отсутствовавшей конкуренции. Для завода 80-е годы стали началом кризиса и новинки — мотоциклы Юпитер 5 и Планета 5 покупали лишь жители из сел и немногочисленная молодежь.

В тяжелых 90-х марка утратила свой авторитет и предприятие начало терять прибыль. Даже новинка ИЖ Юнкер не спасла ситуацию и в 2008 году ИЖ был объявлен банкротом. Таким образом история первого мотоцикла СССР была закончена.

Самой последней моделью ижевского мото завода, является ИЖ Корнет.

 

Источник: http://amposter.com/motonews/

Добавить комментарий

Post Navigation