Кажется дело было в апреле, Сергей дал нам небольшое интервью, а я совсем заработался и забыл выложить! Простите!
Приятного чтения или просмотра =) (видео-версию ищите в конце поста)
Сергей, тебя знают как активного пропагандиста, я бы даже сказала, борца за безопасное движение по городу на мотоцикле. Ты с единомышленниками проводишь обучение в мотошколе, читаешь лекции, проводишь тренировки по мотоджимхане. А где и как ты учился сам?
Начал я свою мотокарьеру можно сказать поздновато для молодого парня, в 2007 году, мне было 26 лет. Я уже закончил обучение, начал работать. Родители меня не особо поддерживали в таком опасном увлечении как мотоцикл. А я активно интересовался. Сначала катался на велосипеде, прыгал на заднем, на переднем колесе. А когда появились деньги — пошел в мотошколу. Сдавал на права в Литве. Нужно было сдавать езду на площадке и по городу. Небольшую уверенность для движении по городу это мне дало, но сейчас мы знаем, что двигаться по прямой на мотоцикле проще, чем аккуратно маневрировать по площадке.
Основное мое обучение проходило с моими учениками. Хотя тогда я их так не называл. Я давал свой мотоцикл Yamaha YBR, таким же начинающим как я, которые хотели сдавать на права, за 300 рублей. Совместно с ними и пробовали, что-то получалось, что-то нет. Мы находили варианты как учится безопасно, как проходить какие-то элементы точнее, Ребята были разные, кому-то давалось легко, кому-то тяжело. Мы находили варианты как ускорить процесс обучения и прийти к пониманию того, как управлять мотоциклом. Вот так, благодаря своим ученикам я более-менее освоил мотоцикл и получил опыт инструктора.
Сейчас мотоджимхана уже переходит из «попсового» в спортивное направление, появляются ребята, которые серьезно этим занимаются и у меня тоже появляется интерес прокачивать эти навыки. Обучение всегда продолжается.
Когда ты находишь время? У тебя столько проектов…
Проектов на самом деле не много. Мотошкола, лекции, в апреле — повышение квалификации мотоциклистов или обновление навыков перед сезоном. В мае начинаются тренировки по мотоджимхане.
А зимние тренировки?
Вот кстати, все начиналось с зимних соревнований в 2008 году. «Мототурниры» мы их называли. Они были нацелены на точность прохождения трассы. Мы боялись за свои мотоциклы, поэтому ставили сложные для маневрирования участки без засекания времени. С нашим инструктором Романом (*Роман Юринов, один из основателей движения мото джимхана в России) мы делали трассы, имитирующие пробку, ставили страшные палки, как торчащие зеркала, как дорогой майбах и т.д. Потом это всё в голове совместилось с видеороликами, в которых гоняли японцы, и мы решили перенести все это на летний сезон, на улицу — для всех мотоциклистов. Мы находили площадку, проводили лекцию, катались, пока нас не выгоняли, ведь мы с площадками не договаривались. Приходилось иногда разговаривать с охранными организациями.
А сколько человек было на первых тренировках?
На первых тренировках было человек 20. Были ученики и еще мы давали объявления на форумах мотоциклистов. Тогда еще не было сервиса вконтакте.
А сейчас сколько приезжает в хорошие дни?
Раньше у нас были тренировки по 2 часа. Сейчас по 3 и, думаю, сделаем по 4, чтобы человек успел покататься, передохнуть, пообщаться, выбрать время, когда посвободнее. Таким образом можем охватить 120 человек. Площадки пока хватает.
Есть еще маленькая «дикая» площадка на Шафировском — там Данила Махорин (*Чемпион России по Мото Джимхане, чемпион Санкт-Петербурга) проводит спортивные тренировки.
Какой худший момент на тренировках можешь вспомнить?
Чтобы расставлять трассу надо много конусов и возить их проблематично, нужна машина, даже фургон. Я старался хранить конусы где-то не далеко от площадки. И вот однажды приезжаем на тренировку, а на помещении с конусами замок поменяли. Приехало 60-80 человек, а я такой «ну… давайте чтоль так… по прямой поездим…» ))
Как выходили из ситуации?
Есть в таких случаях разные моменты. «Лосиный тест», например. Это когда на дорогу внезапно выскакивает «лось», в роли лося обычно, конечно же, я.
Расскажи про соревнования?
Раньше мотоджимхана у нас была только как тренировки, но тем, кто более-менее освоился, не хватало стимула двигаться дальше. Сейчас мы начали проводить соревнования, появились инициативные ребята. Другие мотоциклисты приезжают, смотрят, на сколько мотоцикл может сильно крениться, при этом быстро ехать. Тоже так хотят попробовать. Появился азарт. Благодаря соревнованиям мы повышаем планку — появился новый стандарт умения управлять мотоциклом!
Японский спорт в России приобрел какие-то русские черты?
Мы адаптируем этот спорт под то, что требуется большинству мотоциклистов для езды по городу. У нас тренировки не включают в себя повороты на 360 градусов и другие вещи. Я недавно написал статью, о том что такое мотоджимхана у нас (http://www./News/Item/1051). Там я описываю 3 этапа. 1 — освоение мотоцикла, 2 — контраварийная подготовка (справиться с блокировкой, нестабильностью мотоцикла в повороте и т.д.) и 3 — это мотоспорт. Первые два шага мы на обычных тренировках и осавиваем. У нас это называется мото джимхана. В цивилизованных странах это называется подготовка к езде.
Ведь как можно бороться за безопасность — писать письмы в думу чтобы экзамены сдавали на тяжелых мотоциклах, по городу ездили, экстренное торможение показали и др. Можем потратить на это годы, но не думаю что что-то сдвинется. А можно проводить тренировки и заниматься более реальным делом. Пришел, рассказал и показал человеку. Именно показал, потому что просто лекции не работают. Ты, например, говоришь про посадку, как надо сесть. И, может быть, 1% только пробует. Остальным нужно подойти и попросить — «ну пожалуйста, ну попробуй». Тогда только начинает нормально получаться. И ребята удивляются «вау, нифига себе, как это работает». Например, проезжать змейку с одной рукой. Ничего сложного. Но если нет правильной посадки — не получится.
Следующий сезон ты планируешь откатать на Kawasaki ER-6. Почему выбрал эту модель и какие изменения в нее внес?
Он дорожник, он шестисотка, разве что тяжеловат. В остальном для джимханы он хорош. Он популярен — на него уже существуют дуги, много запчастей. Плюс хорошая цена на новый, пятилетние и семилетние мотоциклы не на столько уж дешевле. Если мотоцикл новый, ты его знаешь, он тебя не подведет, ты будешь не чинить его, а именно кататься. По поводу переделок — Сергей (*Сергей Фил, мотомеханик) уже набивает руку на переделки под джимхану. Во-первых тормоза. Чтобы были более четкие, информативные -поставили армированные шланги.
Чтобы на меньших скоростях ехать и при этом ускоряться эффективно — ставим большую заднюю звезду. Пришлось удлинить и цепь. Изначально я делал дешевле — менял ведущую на звезду меньшего размера, для этого не нужно менять цепь и сама звезда стоит не дорого. Таким образом можно получить хорошую динамику на малых скоростях, но мотоцикл стал дерганый. Посмотрим как будет теперь.
Дуги должны находиться повыше, чтобы можно было больше наклонять мотоцикл.
Что еще? Я большого роста, поэтому мне неудобно нажимать на задний тормоз. Здесь этот рычаг не регулируется, поэтому его отпилили и приварили ниже. А еще поставили резиновую лапку, чтобы при падениях при срыве резинки можно было просто прикрепить новую.
Также поставили дополнительный радиатор на задний тормоз. В мотоджимхане он активно используется для контроля тяги. Например, при ошибках с тягой в повороте. Лишнюю тягу убираем задним тормозом, т.к. она сильно влияет на траекторию движения.
Заменили ручку газа, чтобы увеличился ход ручки, это позволяет точнее пользоваться газом.
Конечно, для тренировок такие переделки не требуются. Это нужно для спорта, когда важна скорость.
А какие у тебя еще увлечения или хобби?
С другом ходим в «марш-бросок» — это поход со спортивным ориентированием. Надо пройти определенную дистанцию за день, за два. Очень помогает в жизни. Когда начинаешь запариваться бытовухой, ты идешь в лес, в автономномный поход. Там другие цели вылезают наружу. В жизни можно сказать «ай, надоело, не буду больше этим заниматься». А там нельзя перестать идти. Ведь как? Там никого нет. Ты здесь ляжешь? Друг тебя понесет? Он такой же слабый уже, самому бы дойти. И тут ты понимаешь — надо идти! Силы еще есть! Ты еще живой! Не то что в обычной жизни — там что-то не так, в жизни не ладится что-то. Самое главное что ты живой, ты дойдешь и тогда все нормально будет. Это перезагрузка и переоценка ценностей. Дойти надо. По другому никак. И в жизни так: если есть конкретная цель — ты ее достигнешь.
Расскажи про твои дальнейшие цели.
Хочу участвовать в соревнованиях по мото джимхане. На данный момент это невозможно, т.к. я организатор. Сейчас спортсмены — это ребята, которых я когда-то учил контролировать мотоцикл. Они схватили эту базу, начали тренироваться и ушли от меня далеко. Теперь мне хочется с ними посоревноваться, узнать кто быстрее проедет трассу — я или они. Полностью уйти от организации, конечно, не удастся, но часть обязанностей я хочу передать.
Еще нужно развивать направление в регионах. Ребята, которые проводят просто тренировки, смотрят на нас и другие регионы, которые проводят соревнования, и тоже хотят попробовать у себя, задают вопросы. Надо как-то поспособствовать, хочется чтобы в России все развивалось в едином ключе.
Мы в прошлом году уже ездили как организаторы по регионам. И из регинов приезжали соревноваться ребята, из Воронежа, например и из Севастополя. Надо чтобы в итоге соревновательный регламент в разных регионах был общий.
Интервью брала Елена Мыленко
Видеоверсии:
Часть 1.
Как Сергей учился ездить сам и как начиналось движение джимханы.
Часть 2
Про соревнования по Мотоджимхане. О выборе и подготовке своего мотоцикла к джимхане.
Часть 3.
О правилах, регламентах и российской специфике проведения тренировок и соревнований по джимхане. Про хобби и дальнейшие планы
Источник: