06 июля 2019

Формально это мотоцикл: мотор, колёса, газ, тормоз, коробка передач — первая вниз, как мы любим. Но стоит только проехаться на новом Harley-Davidson Freewheeler, как понимаешь, что привычные навыки управления мотоциклом здесь не работают, а наработанные годами рефлексы скорее вредят, чем помогают. Это нечто другое. Непривычное. Незнакомое. Но тоже чертовски эффектное и привлекательное!

Автор:
Текст Иван ВЛАДИМИРОВ, фото Александра БАТЫРУ

Теги:

Harley-Davidson / Freewheeler / Трайк /

Просмотры:
497

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Harley-Davidson Freewheeler 

2019 / 1 868 см3 / 165 Нм / 492 кг

2 692 000 Р

Если в школе вы не прогуливали уроки геометрии, то наверняка вспомните, что «через три точки, не лежащие на одной прямой, может проходить одна и только одна плоскость». Вспомнили? А для того чтобы сидящие в классе лодыри и бездельники хоть как-то усвоили эту нехитрую аксиому, учитель обычно приводил пример стола на трёх ножках, который никогда не качается и потому может считаться самым устойчивым. Так-то оно так, но только в том случае, если наш гипотетический стол спокойно стоит на месте, а не мчится по дороге со скоростью мотоцикла! 

Коробка передач тут шестиступенчатая. Её главное отличие от стандартной мотоциклетной — наличие дополнительной передачи заднего хода, включаемой стартером.

В динамике всё это выглядит и воспринимается иначе. Поэтому всем, кто по каким-либо причинам опасается ездить на «неустойчивой» двухколёсной технике и задумывается о покупке трайка, я сперва советую попробовать, как он ведёт себя на дороге. А ведёт он себя, поверьте, весьма нетривиально. В этом нам довелось очередной раз убедиться при тесте трёхколёсного Harley-Davidson Freewheeler.

Вся передняя часть позаимствована у турингового мотоцикла Harley-Davidson Road King. Переднее колесо, подвеска, крыло, тормоза — здесь в точности такие же. Ничем не отличается и приборная панель, расположенная на баке.

Но начну я, пожалуй, издалека. О том, как, когда, кому и почему пришла в голову идея приделать к мотоциклу «лишнее» колесо вы можете прочитать в нашей исторической справке, которую специально по моей просьбе любезно подготовил уважаемый Александр Воронцов. Всё то, о чём он рассказывает, это дела давно минувших дней. В Милуоки забыли о «сервикарах» на долгие годы, а ренессанс подобной техники случился относительно недавно. Я могу даже назвать точную дату: 20 января 2009 года. Откуда, спросите, такая точность? Всё очень просто: в этот день происходила инаугурация 44-го президента США Барака Обамы, а традиционный по такому случаю парад открывал трёхколёсный Harley-Davidson Tri Glide Ultra Classic (FLHTCUTG — по внутренней харлеевской классификации) со спецсигналами и в белой «полицейской» раскраске. По большому счёту, это и была первая презентация совершенно новой модели! Даже боюсь предположить, в какую сумму обошёлся компании Harley-Davidson такой маркетинговый ход. Или это просто случайно так совпало?

Европейские правила не позволяют сертифицировать ТС с тремя фарами головного света в ряд. Поэтому центральная фара на «европейском» варианте Freewheeler закрыта хромированной заглушкой.

Как бы то ни было, трёхколёсные мотоциклы вновь появились в харлеевской линейке. Причём интересный факт: первые трайки нового поколения выпускал не сам Harley-Davidson, а сторонняя компания — Lehman Trikes из Южной Дакоты. Так продолжалось вплоть до 2012 года, когда по ряду причин действие договора между Harley-Davidson и Lehman Trikes прекратилось, и производство трёхколёсников было перенесено на харлеевский завод в Пенсильвании. Там же их продолжают делать и сейчас. Теперь их уже два. Помимо упомянутой выше Tri Glide Ultra в 2014 году в Пенсильвании началось производство модели Freewheeler (FLRT), которая и попала к нам на тест. По большому счёту главное отличие этих двух трайков заключается в том, на базе каких мотоциклов они построены. И если передняя часть Tri Glide практически полностью копирует Street или Electra Glide, то ближайшим родственником «Фривиллера» следует считать Road King — именно у него этот трайк позаимствовал характерный бензобак с расположенным на нём спидометром.

На этом месте я просто не могу удержаться, чтобы не предсказать появление в обозримом будущем ещё одного трёхколёсного Harley-Davidson с неподвижным обтекателем от Road Glide в передней части. По крайней мере, это было бы не только логично, но и красиво! Впрочем, это только моё личное предположение, основанное на том, что инженеры и маркетологи из Милуоки отлично разбираются в бизнесе и, как правило, используют все свои наработки по полной и далеко не один раз.  

Грузовые возможности трайка относительно невелики: ёмкость его багажника не сильно больше суммарного объёма трёх кофров стандартного мотоцикла семейства Electra Glide.

Но мы снова отвлеклись. Вернёмся к нашему Freewheeler 2019 модельного года. Здесь надо сказать, что это уже его третья генерация. Всё дело в том, что пять лет назад эта модель дебютировала со 103-м двигателем семейства Evolution. В 2017-м, когда вся «туринговая» линейка Harley-Davidson перешла на новые моторы Milwaukee-Eight с комбинированной системой охлаждения, наш трайк получил более мощный 107-й двигатель. Но на этом гонка вооружений отнюдь не остановилась, и в нынешнем модельном году Freewheeler обзавёлся ещё более солидным агрегатом рабочим объёмом 114 кубических дюймов, или 1868 см3, если по-нашему. Мощность своих двигателей компания Harley-Davidson традиционно не сообщает, ограничиваясь лишь крутящим моментом. Так вот, у 114-го мотора она составляет 165 Н·м. Для справки, это вполне себе нормальное значение для современного автомобиля гольф-класса, весом под две тонны! Но снаряжённая масса Freewheeler примерно вчетверо меньше, так что с энерговооружённостью у него всё очень даже неплохо. 

Если вы склонны подходить к приобретению трайка с практической точки зрения, лучше сразу о нём забудьте – эта игрушка не для вас!

Если вы не против эффектно поотжигать резину, то Freewheeler подходит для этого как нельзя лучше: сзади у него стоят две чисто автомобильные покрышки, которые способны давать более чем достаточно дыма при пробуксовке и стоят при этом относительно недорого. Главное, не забудьте предварительно полностью отключить трекшн-контроль, который тут очень чуткий и в рабочем состоянии категорически не даёт сорвать задние колёса в пробуксовку. Кстати, хулиганская идея поднять Freewheeler в «вили» у нас так и не увенчалась успехом. Запас мощности у него таков, что оторвать переднее колесо от асфальта можно просто газом даже без подработки сцеплением. Но поднимается оно сантиметров на 15-20 от силы. После этого недремлющая электроника душит мотор, возвращая колесо на землю. Всё то же самое происходит и при попытке заправить Freewheeler в поворот газом: обороты падают, и эффектного дрифта не получается. А сделано это в первую очередь из соображений безопасности. Я не случайно начал этот рассказ с психоделического образа стола на трёх ножках, несущегося стремглав по дороге. 

Не верьте тем, кто с пеной у рта утверждает, что трайк на ходу заметно устойчивее мотоцикла. Это не так. Да, на месте вы не упадёте, и ставить на асфальт ногу при остановках не требуется. Но в динамике любое транспортное средство, оснащённое двумя колёсами сзади и только одним спереди весьма склонно к опрокидыванию. Интернет просто пестрит картинками лежащих на боку трайков. Правда, чтобы исполнить такое, надо хорошенько постараться, но чем больше скорость, тем проще это будет сделать. Обычно трайки «укладывают» в поворотах. Пятно контакта переднего колеса с дорогой многократно меньше, чем у двух задних, и при поворотах руля на более-менее значительный угол оно просто начинает проскальзывать. Как говорится, становится плугом. Сам трайк при этом продолжает ехать прямо. А тут и до беды недалеко!

Используемый здесь 114-й мотор семейства Milwaukee-Eight имеет воздушно-масляное охлаждение. Перед двигателем установлен небольшой масляный радиатор.

Поэтому, находясь за рулём Harley-Davidson Freewheeler, надо постоянно напоминать себе, что вы управляете отнюдь не мотоциклом. Забудьте о контррулении и поворотах в наклоне — не получится, как ни старайтесь,  крены практически стремятся к нулю. А значит, и центробежную силу, действующую на аппарат в быстром вираже, компенсировать нечем. Если вы поворачиваете, например, налево, она будет пытаться опрокинуть вас вперёд и направо. Не самое приятное чувство, скажу я вам! Зато на прямой трайк на удивление устойчив и стабилен. Он так и провоцирует поддать газу и «мчаться в закат», как принято выражаться в псевдоромантических мотоциклистских историях. Мчитесь себе на здоровье, только не забудьте затормозить перед поворотом. Причём практически до нуля! Представляю, как это будет выглядеть на горном серпантине…

На трайк ставится жёсткий неразрезной мост с двумя чисто автомобильными колёсами. Вся эта конструкция подрессорена амортизаторами от стандартного мотоцикла и не может как-либо перекашиваться в поворотах.

Вторая неприятная неожиданность, которая подстерегает мотоциклиста, оказавшегося за рулём трайка, заключается в непривычных габаритах. Глядя перед собой на бак, траверсу и переднее колесо, как-то забываешь, что в задней части аппарат не сильно уже стандартного автомобиля. Например, у меня первая же попытка исполнить змейку на полигоне окончилась разлетающимися во все стороны конусами. Все их я «собрал» задними колёсами. Дело пошло на лад лишь тогда, когда я начал оглядываться и контролировать их  траекторию, — что видно даже на наших фотках. Впрочем, это дело привычки. И приобретать её лучше где-нибудь на свободной площадке, а не в напряжённом транспортном потоке.

Характерная особенность трайка — наличие стояночного тормоза — ручника, а точнее — по-американски — «ножника». Он находится под левой подножкой, и лично я сразу его и не заметил. Хорошо, что он не был затянут.

А ещё надо привыкнуть маневрировать и разворачивать Freewheeler в ограниченном пространстве. Толкать его ногами назад, как мотоцикл, очень сложно. Практически невозможно! Зная это, инженеры предусмотрели в трансмиссии заднюю передачу. Но найти, как она включается, эмпирическим путём мне так и не удалось — пришлось читать мануал. Оказывается, чтобы задействовать задний ход, надо завести двигатель, а потом ещё раз нажать и немного подержать кнопку стартера. Тогда на приборной панели загорится литера R, и, как только вы отпустите сцепление, Freewheeler рванёт назад. Не покатится, а именно рванёт. Будьте осторожны!

На этом снимке хорошо виден демпфер руля, который устанавливается на все модификации харлеевских трайков в качестве стандартного оборудования.

Перечитав написанные выше строки, я даже задумался: а зачем же тогда нужно такое транспортное средство, органично сочетающее в себе все слабые места мотоциклов с недостатками автомобилей? Судите сами: быстро по-мотоциклетному пройти поворот нельзя, ужом просочиться сквозь плотный поток машин тоже не получится. Спрятаться под крышей от зноя, дождя или холода Freewheeler не позволяет. В «базе» у него нет даже элементарной ветрозащиты! Говорить о какой-то феноменальной грузоподъёмности и барахловместимости я бы тоже не стал. Не думаю, что по этим параметрам Freewheeler заметно отличается от двухколёсной Electra Glide с полным комплектом кофров. Зачем же их покупают? Только для того, чтобы избежать необходимости ставить ногу на землю и опираться на неё при остановках?

Не думаю. Если вы склонны подходить к приобретению трайка от Harley-Davidson с практической точки зрения, лучше сразу забудьте — он не для вас. Эта песня совсем о другом. Скорее всего, она о стиле, об имидже, о красоте и… выпендрёже! Стоит выехать на таком на дорогу, и вы просто обречены на всеобщее внимание. Фразу: «Девушка, а что вы делаете сегодня вечером?» — можно даже не произносить, она подразумевается по умолчанию. Красавицы поймут, можете не сомневаться. И духу отказаться от вечернего променада на нём по местному Сансэт-бульвару хватит далеко не у каждой. Также Freewheeler будет практически идеальным шоустоппером или весьма эффективным рекламоносителем. А ещё он наверняка станет прекрасным украшением богатой мотоциклетной коллекции. Думаю, что именно для этого и покупают большинство таких аппаратов — как дорогой аксессуар, эффектную игрушку или забавный технический курьёз. Там, за океаном, рынок заводских трайков (их, кстати, кроме Harley-Davidson серийно больше никто не выпускает) весьма ограничен, но, как утверждают американские коллеги,  год от года завидно стабилен.

В этом году Freewheeler обзавёлся новым 114-м мотором Milwaukee-Eight. Его мощность традиционно не сообщается, но с энерговооружённостью у трайка всё более чем в порядке.

Как будет у нас, предположить сложно. Tri Glide официально продаётся в России уже несколько лет, но на дорогах их что-то не видно. Хотя, будь у меня в заначке лишних 2 690 000 руб, я бы купил. Честное слово купил бы. Причём именно Freewheeler, а не более дорогой Tri Glide аж за 3 455 000 руб. И дело тут вовсе не в цене. Просто первый мне кажется более честным и, если угодно, аутентичным — дух свободы, ветер в лицо и всё такое. Ну вы меня поняли…

Harley-Davidson Freewheeler

данные производителя

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Модельный год

2019

Снаряжённая масса, кг

507

Длина × ширина × высота, мм

2615×н.д.×н.д.

База, мм

1670

Высота по седлу, мм

700

Дорожный просвет, мм 

125

Объём бензобака, л

22,7

Угол наклона рулевой колонки, град.

26

Вылет, мм

101

ДВИГАТЕЛЬ

Тип

2-цилиндровый, V-образный, 4-тактный

ГРМ

DOHC, 4 клапана на цилиндр

Рабочий объём, см³

1868

Диаметр цилиндра × ход поршня, мм

102×114

Степень сжатия

10,5:1

Система питания

система последовательного впрыска ESPFI

Мощность, л.с. при об/мин

н.д.

Крутящий момент, Н·м при об/мин

165/3250

Система охлаждения

воздушно-масляная

Система запуска

электростартер

ТРАНСМИССИЯ

Сцепление

многодисковое, проскальзывающее, в масляной ванне

Коробка передач

6-ступенчатая

Главная передача

ремень

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Рама

дуплексная, стальная

Передняя подвеска

телескопическая вилка 

Диаметр труб, мм

49

Ход колеса, мм

117

Задняя подвеска

неразрезной мост

Ход колеса, мм

76

Тормозная система

гидравлическая, ABS 

Передний тормоз

два диска Ø 320 мм, 4-поршневые неподвижные суппорты 

Задний тормоз

диск Ø 360 мм, плавающий суппорт со встроенным стояночным тормозом

Колёса

литые, алюминиевый сплав

Передняя шина

130/60-19

Задние шины

205/65-15

Наша справка

Текст Александр ВОРОНЦОВ, фото из архива редакции

Идея добавить «Харлею» ещё колёс зародилась в США почти сотню лет назад. Несмотря на Великую депрессию, народ продолжал нагло покупать автомобили, да ещё и требовал их доставки в такие дыры, что и не выберешься. И тогда одному автомобильному дилеру на Западном Побережье пришла в голову идея: а не цеплять ли к доставляемому автомобилю мотоцикл, чтобы на нём возвращаться? Но вот беда: что мотоцикл-одиночка, что мотоцикл с коляской никак не хотели послушно следовать по заданной автомобилем траектории. Тогда предприимчивый американец изобрёл и запатентовал простое решение, названное им Cycle Tow: небольшие дополнительные колёса, как у детского велосипеда, которые могли подниматься, когда нужда в них отпадала.

Новинку опробовали и специалисты компании Harley-Davidson – и признали: идея хорошая, но исполнение не годное. Дополнительные колёса хоть и небольшие по размеру, но всё равно масса их внушительна, так что мотоцикл с поднятыми «дополнениями» стал слишком уж валким. Поэтому в недрах компании зародился проект полноценного трёхколёсного аппарата под говорящим названием Servi-Car. До водительского седла включительно – обычный мотоцикл, а вместо одного заднего колеса – два, на жёстко установленном заднем мосту со встроенным дифференциалом. Заднюю колею намеренно сделали широкой, чтобы она совпадала с принятой у большинства автомобилей – так легче было пробираться по просёлкам. Между задними колёсами установили багажный ящик. Двигатель – нижнеклапанный V-твин рабочим объёмом 738 см³. Новинку запустили в серию в 1932 году сразу в четырёх вариантах: со сцепным устройством спереди или без оного, с большим или маленьким багажником.

Аппарат получился не дешёвым — 450 $, как самый дорогой HD-одиночка, и даже дороже, чем Ford A в самом простом исполнении. В первый год удалось продать только 260 машин. Впрочем, в том году покупателей нашли лишь 7000 мотоциклов Harley-Davidson, так что и такая прибавка была не лишней. Но со временем Servi-Car набрал популярность: механики стали использовать его и как «техничку», машину оценили мелкие продавцы, особую же любовь к нему проявили полицейские.

Servi-Car постоянно совершенствовался: в 1933 году получил коробку передач с передачей заднего хода, в 1937 году новый двигатель (серии W – такой же, как на армейских WLA), в 1951 году гидропривод тормозов, в 1957 году переднюю телескопическую вилку, а в 1964 году электростартер – на год раньше, чем Electra Glide! Сняли с производства Servi-Car только в 1973 году, но некоторые полицейские участки в США использовали его и в 1990-е!

Но свято место пусто не бывает. Вскоре возникло множество фирмочек, которые предлагают киты для переделки любого Harley-Davidson в трёхколёсный вариант. Когда количество этих компаний стало исчисляться десятками, кому-то в Милуоки надоело смотреть на эту мышиную возню, и в 2009 году Harley-Davidson вернул трайки в свою производственную программу. Но уже в расчёте отнюдь не на чумазых механиков…

Материалы по теме:

Источник: http://moto-magazine.ru/tests/mototsikly-i-skutery/

Добавить комментарий

Post Navigation